Как и зачем поститься детям?

Пост для детей надо проводить разумно, то есть так, чтобы он не был сплошной и бессмысленной мукой, а имел бы воспитательное качество. Для ребенка важнее начать пост с какого-то нравственного подвига. Надо дать ему возможность себя ограничить в том, где больше проявляется лакомство, жадность, а не в качестве той или иной пищи. Надо, чтобы он это делал, сколько может, в сознании, что этим он утверждает свою преданность Богу, побеждает в себе те или другие отрицательные наклонности, добивается власти над собой, самообладания, учится управлять собой. И надо постепенно увеличивать пост, по мере того как ребенок может это сделать. Неверно говорить, что ребенок не может поститься без мяса. Но, с другой стороны, надо учитывать, что ребенок может сделать по состоянию здоровья и по своей крепости. Родители, желающие дать своему ребенку христианское воспитание, порой в недоумении останавливаются перед тем, как поститься ребенку. Принимая важность поста для взрослых, они не могут признать его необходимости для детей. Из-за этого бывает, что пощение откладывается до того, когда дитя «вырастет», «окрепнет» телесно. Ребенок лишается, таким образом, могучего вспомогательного средства духовного возрастания.

С непониманием сущности православного поста связана и другая, противоположная крайность: чрезмерная строгость и требовательность к ребенку в отношении поста. Особенно родителей интересует: нужно ли ребенку поститься? С какого возраста? Как? Не повредит ли временное отсутствие мясной и молочной пищи его здоровью? Как быть, если дети имеют хронические заболевания? Как объяснить маленькому ребенку пользу от поста? Христианский пост — это не просто «невкушение» чего-то и не просто количество «несъеденной» нами пищи, но сознательное и добровольное воздержание с благочестивой целью, или самоотвержение ради Христа. Христиане постятся в память о своем Спасителе, при чем, не произвольно, кто, когда захочет, а в те дни и времена, которые установлены Святой Апостольской Церковью.

Прежде всего, есть постные дни всего года — это среда и пятница каждой недели, установленные Церковью в память предания Спасителя на страдания и смерть (среда) и в память Его крестной смерти (пятница).

Великий пост — это древнейший и главный пост православной церкви, предшествующий празднику Пасхи Христовой. Он был в древности очень строг: христиане в течение его не вкушали пищи до вечера. Только один раз в сутки они садились за трапезу, собираясь на свои вечери. На Руси очень высоко ставили послушание уставу Церкви. В своей повседневной жизни миряне старались подражать монахам.

Святые отцы, говоря о важности поста, не считают его чем-то самодостаточным для спасения. Самый строгий пост не принесет пользы, если ему сопутствует гордыня и осуждение других. Без смирения невозможно спастись.

Замечено, что скоромная пища мешает нам молиться и думать о духовном, и в определенные дни Церковь освобождает нас от этого. Но и не это самое главное. Так, прп. Амвросия Оптинского спросили: «Не все ли равно Богу, какую пищу мы едим?» Он объяснил: «Не пища важна, а заповедь. Адам изгнан из рая не за объядение, а за вкушение, только за вкушение запрещенного» Грех состоял в нарушении заповеди ради исполнения своей воли, пожелания чрева. И пост как раз помогает преодолеть власть «чрева» (то есть плоти).

Теперь ответим на вопрос «Зачем поститься детям?». Да затем же, зачем и взрослым. Детям надо учиться плоть подчинять духу. Через воздержание в пище надо учиться воздержанию от всякого зла. Так же надо возрастать в послушании Церкви. Конечно, по сравнению со взрослыми, дети ближе к миру ангельскому — хотя бы тем, что страсти в них еще не укоренились и не стали второй натурой. Но не один ребенок не свободен от греха, причем с первых дней своей жизни. Поэтому духовная польза от поста для ребенка несомненна. Пост — это не отсутствие, а временная перемена пищи. Переход для ребенка на постную пищу требует известного усилия, проявления власти над своими хотениями, что очень полезно для него. Это сделает ребенка выносливее, крепче, поможет подготовиться ко встрече с неизбежными жизненными трудностями, к предстоящей борьбе со страстями.

Цель поста вернее будет достигнута, если ребенок не только заменит один вид пищи другим, но и ограничит себя в излишествах и развлечениях: например, откажется от лакомств, от баловства, от слишком шумных игр, от смотрения телевизора.

Как отличить, желает ли ребенок пищи по телесной потребности или по угождению чрева? Святые отцы дают такой способ определения границы между истинной телесной потребностью и чревоугодием: телесная потребность узнается по чувству голода, когда вкушающий не разбирается: «вкусно — невкусно» или «этого хочу — этого не хочу». А угождение чреву — это либо превышение нужного телу количества пищи, либо услаждение вкуса. Увы, приходится сознаться, что мы не только почти все поголовно виновны в грехе чревоугодия, но и невольно вовлекаем в него детей. Получается, что мы хотим воспитать дитя здоровым, жизнерадостным а … развиваем в нем губительную страсть. Каким образом это происходит? Святитель Феофан Затворник 100 лет назад писал в одной книге: «От детского питания многое зависит в последующем. Незаметно можно развить сластолюбие и неумеренность в пище — два вида чревоугодия, эти губительные для тела и души склонности». Пища есть дар Божий, подаваемый нам, как говорится в молитве, во благовремении. Она не должна быть невкусной — нет, вкушать надо с удовольствием. Но вкус может развращаться. Это происходит, когда, стремясь испытать вкусовое удовольствие все в большей степени, человек становится слишком разборчивым, привередливым в пище. К сожалению, это очень часто происходит с современными детьми. Их разборчивость, прихотливость — тревожный признак укореняющейся страсти. Но не родители ли делают ребенка привередой? Всячески потакая его вкусу, лишь бы только вызвать аппетит.

Дисциплина питания. Православная традиция, определенная церковным уставом, — есть 2 раза в день: после окончания литургии (около часа дня) и вечером. Этому правилу следуют насельники православных монастырей. Его стараются придерживаться и многие православные миряне, особенно в периоды постов. Но вообще-то мир давно привык к другому обычаю: есть три раза в день. Добавляется завтрак, с учетом того, что мирские люди в будние дни идут обычно не в церковь на богослужение, а на работу (часто требующую телесного или умственного напряжения) или на учебу. Впрочем, уже древние подвижники позволяли своим ученикам, при потребности тела и здоровья (а не по прихоти), вкушать пищу три раза в день. Так, преп. Варсонофий Великий говорит, обращаясь даже не к ребенку или трудящемуся мирянину, а к монаху-аскету: «Давай телу столько, сколько ему нужно, и не получишь вреда, хотя бы ел и три раза в день». Детям позволительно даже четырехразовое питание: между обедом и ужином для них добавляется легкая трапеза — полдник. Еще в прошлом веке ученые интересовались вопросом: мясная или растительная пища больше подходит человеку. Они стали присматриваться: а на каких животных больше похож человек по строению своего организма — на плотоядных или травоядных? Специалисты по сравнительной анатомии нашли, что ближе мы все-таки к травоядным, за исключением некоторых особенностей, касающихся как раз пищеварения. Как и травоядные животные, человек разжевывает пищу, а не глотает ее кусками, как хищники. Он пьет губами, как травоядные, а не лакает воду языком. Есть и другие признаки. Но самое главное, что Бог не наделил человека ни быстротой, чтобы догнать добычу, ни когтями и крылами, чтобы хватать и рвать ее на части. Полагают, что у человека нет природной склонности к мясу. Это видно хотя бы из того, что младенца приходится приучать к нему чуть ли не насильно. Адаму и Еве в раю была назначена Богом для питания именно растительная пища (Быт. 1 ,29), и до потопа люди мяса вообще не ели.

Значение поста состоит и в том, что он воспитывает волю ребенка, учит его побеждать нехорошие желания и дурные привычки. Легко ли родительскому сердцу устоять против детского «кушать хочу»? А ребенку еще труднее бывает отличить голод от прихоти, особенно если его перекармливали. Не спрашивать же его: «Ты на самом деле кушать хочешь или тебя беспокоит страсть чревоугодия?». Поэтому родители должны постараться твердо и неотступно следовать установленному режиму детского питания. Как мы уже говорили, пост не диета, и не здоровье тела является его целью.

  

Пост, в отличие от разных «голоданий», не должен быть дополнением к здоровому образу жизни. Пост связан для христианина с тем, что важнее и здоровья, и самой жизни. Это спасение души. С какого возраста приучать детей к посту — так, чтобы пост был младенцем уже осознан, хотя бы отчасти? Потому что иначе это будет «голодание», «диета», «выведение » шлаков — что угодно, но не православный пост. Решая проблему длительных постов для ребенка, родителям сл

едует учитывать особенности его физического здоровья и психики. Хорошо также, если они смогут посоветоваться с православным врачом или с опытным священником. Так, при серьезных внутренних патологиях (особенно заболеваниях желудочно-кишечного тракта) в посте необходимы послабления. В отдельных случаях больные дети во время поста могут есть кисломолочные продукты, или рыбу, или яйца. Бывает, что детей с хроническими заболеваниями в Великий пост лишают только мяса и сладкого. Некоторые родители, когда никакой отказ невозможен, с благословения священника, лишают ребенка блюда, которое он особенно любит… Выход всегда можно найти. Важно только правильно и разумно определить такую меру поста, чтобы, с одной стороны, не повредить здоровью ребенка, а с другой, не лишить его поста. Дети, с младенчества привыкшие к однодневным постам, будут более подготовлены и к длительным, которые продолжаются по несколько недель. Соблюдать длительные посты православные дети обычно начинают с окончанием периода младенчества — то есть по достижении семи лет. 

Именно в этом возрасте ребенок впервые приступает к таинству Покаяния — начинает регулярно исповедоваться. И, в заключение, хочется еще и еще раз сказать: пост и у маленького ребенка должен быть осознанным. Пусть это будет плод его детской веры, его собственный подвиг. Он должен понимать, что не просто почему-то в какие-то дни ему не дают молока, а что у него есть бессмертная душа, которая выше всякой пищи и выше тела с его потребностями. Что вместе со своими родителями и тысячами других детей и взрослых он тоже живет по уставу Церкви, в которой они все спасаются.

Комментирование запрещено