Я ХОЧУ ПРАВИЛЬНО ПОДГОТОВИТЬСЯ
КО СВЯТОМУ ПРИЧАЩЕНИЮ!
В момент Святого Причащения христианин принимает в себя истинную Плоть и Кровь Господа Иисуса Христа под видом хлеба и вина (Я хлеб живой, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя… Ин 6. 51), поэтому желающий причаститься должен достойно приготовиться к этому Святому Таинству. Приготовление это (в церковной практике называется говением) продолжается несколько дней (3-7) и касается как телесной, так и духовной жизни человека. Телу приписывается воздержание, т. е. телесная чистота и ограничение в пищи (пост). В дни поста исключается пища животного происхождения: мясо, молоко, яйца и при строгом посте, рыба. Хлеб, овощи, фрукты употребляются в умеренном количестве. Ум не должен рассеиваться по мелочам житейским и развлекаться.
В дни говения надлежит посещать богослужение в храме, если позволяют обстоятельства, и более прилежно выполнять домашнее молитвенное правило: кто совсем не читал молитвы утренние и вечерние, тот пусть начнет читать их (эти молитвы есть в любом молитвослове). Кто обычно читает не все утренние и вечерние молитвы, пусть читает всё полностью. Кто не читает каноны, пусть в эти дни читает хотя бы по одному канону (Иисусу Христу, Пресвятой Богородице, Животворящему Кресту Господню, Иоанну Крестителю, Святителю Николаю Чудотворцу).
Накануне причащения надо быть на вечернем богослужении и прочитать дома:
1. Канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу
2. Канон молебный ко Пресвятой Богородице
3. Канон Ангелу Хранителю
4. Последование ко Святому Причащению (все эти молитвы есть в полном молитвослове).
Если эти молитвы тяжело прочитать за один вечер, то можно вычитывать их в период говения (3-7) дней. Кто пожелает, может вычитать акафист Иисусу Сладчайшему. После полуночи уже не едят и не пьют, ибо принято приступать к Таинству натощак. Курящие также не должны курить. (Если болезнь или иные обстоятельства не позволяют держать пост, необходимо спросить у священника благословение на послабление поста).
Святое Причастие преподается христианам на богослужении, которое называется ЛИТУРГИЯ. Совершается только в утренние часы. Приходить на богослужение должно заблаговременно, заранее узнав, во сколько и в каком месте будет совершаться Таинство ИСПОВЕДИ. Ко Святому Причастию допускаются, верующие крещеные православные христиане, ТОЛЬКО ПОСЛЕ ИСПОВЕДИ. Исключение составляют крещеные дети младше семи лет.
Если желающий Причаститься тяжело болен и не имеет возможности придти в храм, то необходимо пригласить к больному священника. Необходимым условием для Причащения при таких обстоятельствах является согласие болящего.
Детей должно приучать молиться на Литургии постепенно, тогда к седьмому году своей жизни дети будут иметь личный опыт молитвы и к своей первой исповеди подойдут осознанно и ответственно.
Я ХОЧУ ПРАВИЛЬНО ПОСТИТЬСЯ!
Для физически здоровых людей основой поста считается воздержание в пище.
Здесь можно различать 6 ступеней физического поста:
1) отказ от мясной пищи,
2) отказ от молочной пищи,
3) отказ от рыбы,
4) отказ от пищи с растительным маслом,
5) отказ от вареной пищи,
6) полный отказ от пищи.
Естественно, что на последние степени поста могут идти лишь здоровые люди. Для больных и престарелых более соответствует первая степень поста, о чем будет говориться ниже. Сила и действенность поста может оцениваться по силе лишения и жертвы. И естественно, что не только формальная замена скоромного стола на постный составляет истинный пост: можно приготовлять изысканные блюда и из постной пищи и таким образом в какой-то мере удовлетворять и свое сластолюбие, и свою алчность к ней. Надо помнить, что неприлично кающемуся и скорбящему о своих грехах есть постом сладко и обильно, хотя бы и формально постные блюда. Можно сказать, что поста не будет, если человек будет вставать из-за стола с вкусными постными блюдами да еще с чувством обременения желудка. Здесь мало будет жертв и лишений, а без них не будет и истинного поста. «Почему мы постимся, а Ты не видишь?» — взывает пророк Исайя, обличая иудеев, лицемерно соблюдавших обряды, но сердцем далеких от Бога и Его заповедей (Ис. 58, 3). В некоторых случаях больные христиане заменяют себе сами обычный пост в пище постом «духовным». Под последним часто понимают более строгое внимание к себе: соблюдение себя от грехов — удержание себя от раздражительности, осуждения, ссор и т. п. Все это, конечно, хорошо, но разве в обычное время христианин может позволять себе грешить, или раздражаться, или осуждать и т. п? Совершенно очевидно, что христианин должен всегда «трезвиться» и быть внимательным, предохраняя себя от греха и всего того, что может оскорблять Духа Святого. Если же он не в силах удержать себя, то, вероятно, это будет иметь место в равной степени как в обычные дни, так и в посту. Отсюда, замена поста в пище на подобный «духовный» пост — это чаще всего самообман.
Поэтому в тех случаях, когда по болезни или по большому недостатку в продуктах питания христианин не может соблюдать обычные нормы поста, то пусть сделает в этом отношении все, что сможет. Например, откажется от сладостей и лакомых блюд, будет поститься хотя бы в среду и пятницу, будет подбирать пищу так, чтобы наиболее вкусная пища подавалась лишь по праздничным дням и т. п.
Если же христианин по старости или по нездоровью не сможет отказаться от скоромной пищи, то он может хотя бы несколько ограничить ее в постные дни. Например, не есть мясного. Словом, в той или иной мере все же приобщиться к посту. Некоторые отказываются от поста из-за боязни ослабить свое здоровье, проявляя при этом болезненную мнительность и маловерие, и стремятся всегда обильно питать себя скоромной пищей для достижения хорошего здоровья и для поддержания «упитанности» тела. И как часто они-то и страдают всякими заболеваниями и расстройствами внутренних органов. Господь велит скрывать свой пост от окружающих (Мф. 6, 18). Но от ближних христианину, может быть, не удастся утаить свой пост. Тогда может случаться, что близкие и родные вооружатся на постящагося: «Пожалей себя, не мучь себя, не убивай себя» и т. п. Мягкие вначале разговоры родных затем могут перейти в раздражение и упреки. Дух тьмы восстает против постящегося через близких и приводит против поста доводы и посылает соблазны, как некогда он пробовал это сделать с постящимся в пустыне Господом. Пусть заранее предвидит все это христианин. Пусть не ждет он также, что, приступив к посту, он сразу будет получать какие-либо благодатные утешения, теплоту на сердце, слезы умиления и горячность в молитве. Это приходит не сразу, это надо еще заработать борьбой, подвигом и жертвами: «Служи мне, и потом ешь и пей сам», — говорится в притче рабу (Лк. 17, 8). Те, кто проходил пути сурового поста, свидетельствуют даже об ослаблении иногда в начале поста чувств к молитве и притуплении интереса к духовному чтению и т. п. Пост — это лечение, а последнее бывает часто нелегко. И как лишь в конце курса лечения можно ждать здоровья, так и от поста не сразу можно ждать плодов Духа Святого — мира, радости и т. п.