22.03.2020 в Крестопоклонную неделю в Свято-Богородице-Неопалимовском Соборе состоялись торжественные богослужения с поклонением Честному Кресту Господа Иисуса Христа.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Третья неделя Великого Поста называется Крестопоклонной.
На всенощном бдении вчера, после Великого Славословия, Крест торжественно был изнесён на середину церкви.
Здесь в центре храма он будет находиться всю неделю. После каждой службы будет совершается особое поклонение Кресту.
Нам следует обратить внимание на то, что о Кресте Христовом говорится во всех песнопениях сегодняшнего воскресенья, но говоря о кресте, говориться не о страданиях Иисуса Христа на Кресте, а о Его победе и радости.
Больше того, некоторые молитвы взяты из воскресного Канона Пасхальной службы: «Воскресения день» и весь он является как бы пересказом пасхального Канона.
Смысл всего этого понятен нам.
Мы достигли середины Великого Поста. И с одной стороны, физический и духовный подвиг, если он серьёзно и последовательно исполняется нами, начинает сказываться, мы чувствуем усталость. Нам нужна помощь и ободрение.
С другой стороны, претерпев эту усталость, взойдя на половину горы, мы начинаем видеть конец нашего странствования, и сияние Пасхального света становится ярче. Великий Пост — это время нашего самораспинания, это опыт подражания Христу. Хотя конечно в меру наших слабых сил.
В Евангельском чтении этого дня мы слышим призыв Иисуса христа:
«… Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за мной» (Марк 8,24).
Но мы не можем принять свой крест и следовать за Христом, если не примем Его креста, взятого Им для нашего спасения. Спасает нас Его крест, а не наш. Только Его крест сообщает не только смысл, но и силу нашим крестам. Об этом и говорится нам в Поучении Крестопоклонного Воскресенья:
«… В тот же день, в третью неделю Постов мы празднуем поклонение честному и животворящему Кресту, — вот по какой причине: во время сорокадневного поста мы как бы распинаем себя… и испытываем некоторую горечь, печаль и уныние, — нам предлагается Животворящий крест, освежающий и ободряющий нас; напоминая нам страдания Христа, он укрепляет и утешает нас… мы подобны тем, которые проходят долгим и трудным путем; утомленные, они видят прекрасное дерево и садятся отдохнуть в тени его листвы; немного отдохнувши, как будто обновленные, они продолжают свой путь; так и теперь, в постное время, среди прискорбного пути подвига, святые Отцы водрузили Живоносный Крест, подающий прохладу и освежающий нас, для того, чтобы мы могли мужественно и легко окончить оставшийся путь… Или возьмем другой пример: когда приходит царь, то перед ним сперва появляются его знамена и скипетр, а затем и сам царь идет, радуясь и веселясь о победе, и с ним вместе веселятся и его подчиненные.
Так же и Господь наш Иисус Христос, который хочет показать свою победу над смертью и явиться во славе своего Воскресения, посылает впереди себя свой скипетр и царское знамя — Животворящий Крест, — наполняющий нас радостью и приготовляющий, насколько это нам возможно, встретить Самого Царя и восхвалить Его победу…
Все это вспоминается в середине святой Четыредесятницы, т. к. святая Четыредесятница подобна горькому источнику проливаемых слез сокрушения, постного подвига и уныния… Но Христос утешает нас, как странствующих по пустыне, до тех пор, когда Он приведет нас к духовному Иерусалиму своим Воскресением…
Или еще: поскольку Крест и по имени, и на деле есть древо жизни, а древо сие насаждено было посреди Эдема, то соответственно этому и божественные отцы посреди святой Четыредесятницы насадили древо крестное, напоминая посредством его и об Адамовом невоздержании, и об упразднении древа того древом нынешним, ибо мы, от него происходя, уже не умираем, но наполняемся жизнью.
Силою святого Креста, Господи Иисусе Христе сохрани нас от поношений лукавого, и удостой поклониться Божественным страстям Твоим и живоносному Воскресению, когда благополучно пройдем сорокадневное поприще, и помилуй нас, ибо Ты один благ и человеколюбив. Аминь!


