25.07.2021, в Неделю 5-ю по Пятидесятнице, в день празднования в честь иконы Божией Матери, именуемой «Троеручица», ключарь Свято-Богородице-Неопалимовского храма протоиерей Николай Архангельский совершил всенощное бдение и Божественную литургию

Ему сослужили протоиерей Димитрий Красовский, иерей Иоанн Берёза, диакон Алексей Терехин.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Слово в Неделю 5-ю по Пятидесятнице О подлинной ревности.

Рим. 103 зач. (10, 1–10)

Братия! желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение. Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению. Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией, потому что конец закона — Христос, к праведности всякого верующего. Моисей пишет о праведности от закона: исполнивший его человек жив будет им. А праведность от веры так говорит: не говори в сердце твоем: кто взойдет на небо? то-есть Христа свести. Или кто сойдет в бездну? то-есть Христа из мертвых возвести. Но что говорит Писание? Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем, то-есть слово веры, которое проповедуем. Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению.

 

Святой апостол Павел говорит: «Братия! желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение» (ст. 1). Апостол рассуждает об Израиле, поскольку римляне, к которым обращено это Послание, в то время, превозносились над израильтянами из-за того, что те в основной своей массе не приняли христианства. В апостольские времена человеку, принявшему христианство, грозило лишение не только имущества и родины, но даже и жизни. Апостол Павел желает, чтобы ко Христу обратился весь народ, ибо израильтяне имели для этого гораздо больше оснований, чем язычники. Потому-то и было для всех удивительно, что те, которые ожидали Христа, не приняли Его, а те, которые никогда о Нем не слышали, стали Его последователями и учениками.

Далее апостол Павел говорит: «Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению» (ст. 2).

//Ревность — Усердие, рвение в работе. Ревность к делу.//

«Ревность не по разуму» — это всем нам известное славянское выражение, мы часто повторяем его, когда хотим сказать, что человек имеет неправильную ревность. У всех нас в той или иной степени такая ревность проявляется, например, когда мы, сами имея ревность, осуждаем тех, кто, с нашей точки зрения, ее не имеет, кто нерадив. Или заботимся о второстепенных вещах в ущерб главным.

Однако слова апостола следует  перевести иначе. По-славянски «разум» — это понимание, знание. Мы же, употребляя выражение «ревность не по разуму», имеем в виду человека ревностного, но неразумного. Более точный перевод такой — «ревность, не соответствующая знанию» или «ревность без знания». Вот такая поверхностная вера была у иудеев.

Они имели только теоретическое познание закона, а не опытное знание истины. Поскольку сердце иудеев было слепо, или, как выражается апостол Павел, «покрывало лежит на сердцах их» (см. 2 Кор. 3, 15), из-за того, что ревность иудеев устремлялась не в том направлении и они, преследовали христиан. И сам апостол Павел много пострадал от своих единоплеменников, имевших ревность не по разуму.

«Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией» (ст. 3). Т.е. иудеи не понимали, что истинная праведность даруется Богом. Невозможно приобрести ее человеческими трудами и усилиями. Иудеи думали, что можно помимо Христа, собственными усилиями утвердить свою праведность. Но это невозможно, потому что для этого нужно исполнить весь закон. А человеку грешному это не по силам!

В современном христианском обществе происходит нечто подобное. Хотя мы искренно верим во Христа и принимаем Его, однако, надеемся на себя и пытаемся утвердить свою праведность — формально правильную, однако основанную на человеческом усилии. Часто наш разум обманывает нас, и вместо праведности мы пытаемся исполнить свои фантазии, придавая им чрезвычайно большое значение. Мы боремся, трудимся, нам кажется, что мы достигли какого-то успеха, но все напрасно. Хорошо, когда человек видит, что у него ничего не получается, и очень плохо, когда он мнит, будто бы исполнил все намеченное, начинает гордиться своими мнимыми достижениями и приходит в ослепление. Такое состояние, называется прелестью, оно ведет к гибели человека. Никто не способен вразумить такого человека, как не способен был никто, вразумить и привести к покаянию иудеев, мнивших, будто бы они исполнили весь закон, хотя на самом деле они исполняли лишь человеческие предания, пренебрегая заповедями Божиими!

«Они не покорились праведности Божией». Праведности Божией нужно покориться и умом — в смысле понимания, и сердцем — в смысле чувства, и волей — в смысле исполнения. Нужно принять ее, а не пытаться заменить собственными представлениями.

«Потому что конец закона — Христос, к праведности всякого верующего» (ст. 4). Для израильтян концом закона стал Христос. Как ветхозаветный закон должен был привести иудеев ко Христу, так и закон евангельский, которому мы следуем, должен привести нас о Христу, чтобы мы поняли, что только Он один может нам помочь исполнить Его заповеди.

«Моисей пишет о праведности от закона: исполнивший его человек жив будет им» (ст. 5). Действительно, исполнивший его жив будет им — жив не только в том смысле, что Господь сохранит его телесную жизнь, но и в том, что он обретет жизнь духовную, жизнь в Боге. Однако нужно правильно понимать слова «исполнивший его». Кто может собственными усилиями исполнить закон? Из Священного Писания мы знаем, что, пока не пришел Христос, даже великие праведники впадали иногда в такие согрешения, которые нас смущают и ужасают. Очень стойкое заблуждение нашего времени заключается в том, что нам кажется, что мы не достигаем святости из-за того, что не до конца еще напряглись или пока не хотим делать. Мы исполняем какой-то минимум и думаем, будто этого достаточно. Но на самом деле понуждение себя к праведности по закону учит нас искать самого Иисуса Христа как единственного помощника в достижении святости.

«А праведность от веры так говорит: не говори в сердце твоем: кто взойдет на небо? то есть Христа свести» (ст. 6). «Или кто сойдет в бездну? то есть Христа из мертвых возвести» (ст. 7). Апостол Павел противопоставляет праведность от закона, связанную с исполнением всех дел,  с праведностью от веры, при которой человек надеется на Христа.

Ведь Христос уже пришел. Он воплотился. Совершил Свою спасительную миссию. Был распят и воскрес. И мы не должны в этом сомневаться. Все необходимое для нашего спасения уже совершено.

«Но что говорит Писание? Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем, то есть слово веры, которое проповедуем» (ст. 8).

Слово Божие настолько близко, что оно,  находится в нас — «в устах наших и в сердце нашем». Т.е и в мыслях наших  и чувствах.

«Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься» (ст. 9). Значит, мы должны исповедовать Иисуса Господом прежде всего устами. Но не будем думать, что одного только правильного образа мыслей достаточно.

В первые века христианства эти слова много значили. Да и у нас несколько десятилетий назад за исповедание устами можно было лишиться, работы. А еще раньше, во времена сталинского террора, можно было попасть в тюрьму и лишиться самой жизни. В особенности священники нашей Церкви полагали свою жизнь за то, что исповедали Иисуса Христа устами.

Исповедуя Иисуса Господом устами перед другими людьми, мы должны и своей жизнью являть это исповедание.

Веровать сердцем — значит веровать совершенно искренно и полно, глубочайшим образом.

Если мы будем «сердцем веровать, что Бог воскресил Его из мертвых», то, по словам апостола Павла, спасемся от греха и зла, которое пронизывает нас  изнутри. Ведь самое главное — спастись от вечных мук, для того чтобы вечно пребывать в общении с Господом Иисусом Христом и через Него с Пресвятой Троицей. Другого пути ко спасению и богообщению не существует.

Далее апостол Павел объясняет, для чего нужно все то, о чем он сказал.

«Потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению» (ст. 10). Необходима христианская жизнь, видимая всем людям через добрые дела, а не только внутренняя праведность, которая часто соединена с гордыней и лицемерием.

Дай Бог, чтобы каждый из нас  получил от Господа свидетельство того, что уверовал сердцем своим к праведности и, устами всегда исповедовал Иисуса Христа для пользы ближнего и своего спасения. Аминь.

 

Комментирование запрещено