История

1911 год. Истоки.

В праздник Успения Божией Матери 15 августа 1911 года по старому стилю (28 августа – по новому стилю) в Симбирске в 3 часа дня на железнодорожном вокзале состоялось большое торжество: встреча прибывшей со Старого Афона иконы «Неопалимая Купина». Икону встречало духовенство церкви Всех Святых, так как икона была предназначается для церкви в поселке Куликовка, в то время еще состоящем в приходе церкви Всех Святых. К 3 часам дня к вокзалу стеклись тысячи народа из Симбирска и из окрестных деревень. В торжестве принимал участие исправляющий должность Губернатора князь А. А. Ширинский-Шихматов Как сказано в газетах того времени, «погода благоприятствовала торжеству».

Сам храм тогда еще не существовал, и привезенная икона временно была помещена во Всехсвятской церкви(храм находился на месте ДК им. Чкалова, ныне не существует). По чьей конкретно просьбе и на чьи средства была написана эта икона, история умалчивает, сообщая лишь, что это был «некто из благочестивых жителей г. Симбирска». Вероятно, неизвестный жертвователь и сам хотел сохранить имя свое в тайне…

Приблизительно через полгода, когда икона еще находилась во Всесхсвятком храме, было замечено, что по молитвам перед этой иконой совершаются чудесные исцеления. К ней стали стекаться Православные из самых разных сословий города и окрестностей.

Весть о чудесах от новоявленной иконы продолжала распространяться, и очень быстро дошла даже до Сибири, Крыма, Кавказа, откуда начали приезжать в наш город паломники; стали приходить письма из Московской губернии, Ростова-на-Дону, Тамбова и других городов с рассказами об исцелениях по молитвам перед Симбирской иконой Божией Матери. Помощь Божией Матери получали даже и иноверцы – так, исцеление получила одна татарка, пришедшая в храм и молившаяся по своему перед новоявленной святыней…

1912 год. Начало.

И вот в конце 1911 или начале 1912 года у одного почитателя чудотворной иконы – жителя г. Симбирска В. В. Обухова явилась мысль – пока не построен новый, большой и благолепный храм для помещения новоявленной святыни – устроить в пос. Куликовка временную деревянную церковь со своим особым причтом, где бы могли совершаться и молебны перед иконой, без стеснения прихожан Всехсвятского храма. Мысль эту поддержал и священник Иоанн Апраксин [будущий мученик].

В том же 1912 году было начато строительство храма, а уже 9 мая 1912 года [по старому стилю] храм был освящен.

1914 г. Внешний вид web

1914 г. Внешний вид храма.

В новом храме было устроено 2 престола – главный во имя иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» и придел во имя св. великомученицы Варвары. По внешнему виду новоустроенный деревянный храм был очень прост, и за 100 лет своего существования практически не изменился. В отличии от современности – лишь была крытая паперть у западного входа, и небольшой купол над восточной частью храма. Алтарь был по сравнению с нынешним почти в 2 раза меньше. Колокольни не было. Колокола находились на звоннице, которая располагалась северо-восточнее алтаря.

Севернее храма – был построен дом для причта (ныне в нем расположены трапезная и крестильня).

Главная святыня, ради которой и создавался сам храм – чудотворная икона Божией Матери, была поставлена в храме с правой стороны, на особом возвышении (почти там же, где и сейчас). Перед нею был устроен целый шатер из лампад, принесенных в дар от получивших исцеление по молитвам перед этой иконой и усердствующими к украшению иконы. Икона была постоянно украшена цветами. Поток паломников к ней не прекращался. Постоянно перед иконой служились молебны и акафисты…

1914 г. Икона Божией Матери web 

1914г. Киот с чудотворной иконой Божией Матери

На первых порах храм не имел своего причта и являлся приписным ко Всехсвятской церкви(храм находился на месте ДК им. Чкалова, ныне не существует).

28 сентября 1912 года Указом Святейшего Синода за № 14705 при Богородице-Неопалимовской церкви открыт самостоятельный приход. Одновременно к храму назначен свой собственный причт из 1 священника и 1 псаломщика. Богородице-Неопалимовская церковь стала самостоятельной.

Огонь революции.

Сначала Первая Мировая война, а потом – революционные годы помешали устроить более просторный храм для новой чудотворной иконы, и временный храм так и остался постоянным.

В 1918 году штат храма увеличен до 2-х священников и 2-х псаломщиков.

В 1921 году штат храма был еще более увеличен: кроме 2-х священников и 2-х псаломщиков добавлена должность штатного диакона.

В июне 1930 года в храме сняты и изъяты колокола общим весом 15 пудов 30 фунтов.

Раскол и закрытие.

Богородице-Неопалимовских храм прошел и через оба основных раскола, существовавших в 1920-30-х годах в России – сначала григорианский, а потом – обновленческий.

В начале 1930-х годов причт храма переходит в григорианский раскол (ВВЦС).

С 1932 года, после закрытия Кафедального собора григорианского раскола – Богоявленского храма, Богородице-Неопалимовскй храм уже становится Кафедральным собором григорианцев

В 1936-1937 годах в храме прошли сильные репрессии священнослужителей.

Сначала 18 октября 1936 года заведено дело № П-1767 по обвинению григорианского епископа Феодосия (Борисова-Григоровича); вместе с ним арестовано и духовенство Богородице-Неопалимовского храма:

настоятель – протоиерей Александр Александрович Серебров – арестован 18 октября 1936 года,

протоиерей Леонид Алексеевич Архангельский – арестован 23 декабря 1936 года,

протоиерей Василий Алексеевич Боголюбов – арестован 18 октября 1936 года,

священник Симеон Васильевич Крайнов – арестован 18 октября 1936 года.

Все они были приговорены к ссылкам и заключению:

Протоиерей Леонид Алексеевич Архангельский 17 июня 1937 года осужден Особым совещанием при НКВД по ст.ст. 58-10, 58-11 УК РСФСР к 5 годам заключения. Срок отбыл полностью. Известно, что в 1957 году он проживал в г. Ташкенте и работал воспитателем детского дома № 1.

Протоиерей Александр Александрович Серебров 19 июня 1937 года осужден «тройкой» при УНКВД по Куйбышевской облати по ст.ст. 58-10, 58-11 УК РСФСР к 5 годам ссылки в Казахстан.

Протоиерей Василий Алексеевич Боголюбов 19 июня 1937 года осужден Особым совещанием при НКВД по ст.ст. 58-10 ч.1, 58-11 УК РСФСР к 5 годам заключения.

Священник Симеон Васильевич Крайнов 19 июня 1937 года осужден Особым совещанием при НКВД по ст.ст. 58-10 ч.1, 58-11 УК РСФСР к ссылке в Красноярский край сроком на 5 лет.

Сведений о дальнейшей  судьбе приговоренного к ссылке духовенства в настоящее время нет.

Но тогда в храме еще оставались священники. Были сюда переведены и священнослужители из других храмов.

Однако власти уже решили закрыть храм. И была подготовлена провокация. В мае 1937 года гражданскими властями было решено провести в храме собрание верующих – якобы с целью перевыборов Церковного Совета. Но фактически на этом собрании должны были выступить по поручению административных органов подставные лица с предложением о закрытии храма  и добиться нужного решения от прихожан. Так, будто бы по предложению самих прихожан, церковь должна была быть ликвидирована. Но духовенство осознавало эту опасность, и перед началом собрания протоиерей Василий Вознесенский выступил с речью, исключающей такой исход. И тогда власти пошли по другому, более доступному пути.

26 сентября 1937 года было заведено специальное дело № П-1778 с названием «О церковной контрреволюционной группе в Неопалимовской церкви г. Ульяновска». Обвиняемым вменялось в вину то, что «в церкви, на почве общности интересов, направленных против советской власти, существовала контрреволюционная организация». По этому делу в октябре-ноябре были арестованы все священнослужители, и даже сторож.

Решением «тройки» при УНКВД по Куйбышевской области от 29 ноября 1937 года по ст.ст. 58-10 ч.1, 58-11 УК РСФСР были приговорены к расстрелу:

настоятель – митрофорный протоиерей Алексий Арсеньевич Бахаревский(арестован 26 сентября 1937 года, приговор приведен в исполнение 22 января 1938 года в г. Ульяновске),

протоиерей Василий Александрович Богородский (арестован 26 сентября 1937 года, приговор приведен в исполнение 22 января 1938 года в г. Ульяновске),

протоиерей Василий Дмитриевич Вознесенский (арестован 27 сентября 1937 года, приговор приведен в исполнение 22 января 1938 года в г. Ульяновске),

протоиерей Петр Иванович Юрьев (арестован 24 ноября 1937 года, приговор приведен в исполнение 22 января 1938 года в г. Ульяновске),

священник Филипп Феодорович Ильин (арестован 26 сентября 1937 года, приговор приведен в исполнение 22 января 1938 года в г. Ульяновске),

священник Василий Иванович Ясницкий (арестован 26 сентября 1937 года, приговор приведен в исполнение 28 января 1938 года в г. Ульяновске),

протодиакон Виктор Иванович Иванов (арестован 27 сентября 1937 года, приговор приведен в исполнение 28 января 1938 года в г. Ульяновске),

иподиакон Валериан Димитриевич Кривоногов (арестован 25 ноября 1937 года, приговор приведен в исполнение 28 января 1938 года в г. Ульяновске),

псаломщик Александр Иоаннвич Базанов (арестован 25 ноября 1937 года, приговор приведен в исполнение 28 января 1938 года в г. Ульяновске).

Тем же решением приговорены к заключению в концлагерь сроком на 10 лет:

председатель Приходского Совета Николай Степанович Ермилин(арестован 23 ноября 1937 года, сведений о дальнейшей его судьбе нет) и

сторож Иван Александрович Торгашев (арестован 23 ноября 1937 года, сведений о дальнейшей его судьбе нет).

После ареста священнослужителей в конце 1937 года храм был закрыт. Поскольку официального документа о закрытии еще не было, все церковное имущество сохранялось в храме.

В апреле 1939 года верующими подано заявление в Ульяновский Горсовет с просьбой об открытии храма.

22 июня 1939 года принято постановление Президиума Куйбышевского Облисполкома за № 983 об открытии в 1940 году в здании храма кинотеатра.

Но православные еще продолжали на что-то надеяться. 22 октября 1939 года членами Приходского Совета храма от Инспектора Горфо Степанова принято имущество, находившееся в помещении храма. На ночное время членами Приходского Совета поставлен сторож. Поступила просьба о передаче ключей от храма членам Церковного Совета, а также о передаче помещения сторожки для проведения служб на время ремонта здания храма. Также поступила просьба зарегистрировать при храме священника Николая Цветкова.

16 октября 1939 года Комиссией Горфо была произведена инвентаризация имущества, находящегося в храме. Из этой описи видно, что в то время здесь еще хранились в целости все иконы и предметы богослужебной утвари.

С получением 22 октября окончательного отказа и сообщения, что храм передан не будет, 10 ноября 1939 года членами Церковного Совета подано заявление в Куйбышев заместителю председателя Облсовета Бабину с просьбой оказать содействие в открытии храма, но ответа не последовало. Последней инстанцией была  Москва. И председателем Церковного Совета Яковом Ивановичем Волковым было послано письмо М. И. Калинину. Каков был на это  ответ – неизвестно.

15 апреля 1940 года Исполкомом Куйбышевского Облсовета за № 563 принято решение о закрытии храма (только через 3 года после прекращения богослужения!). Мотивация – «за закрытие храма высказалось 7000 граждан», и что «в этой части города находится часть объектов особого назначения, сожительство которых на одной территории является несовместимым». Церковное имущество предполагалось ликвидировать, а в последующем здание планировалось использовать под кинотеатр.

Но открыть кинотеатр так и не успели – помешала война.

Великая Отечественная война. Обновленчество.

В начале Великой Отечественной войны, 13 октября 1941 году в наш город были эвакуированы как представители управления Православной Церкви во главе с Митрополитом Сергием (Страгородским), так и представители управления различных раскольников и сектантов.

В это время Богородице-Неопалимоский храм был открыт и стал Кафедральным собором раскольников-обновленцев – здесь с 13 октября 1941 служил обновленческий лжемитрополит Александр Введенский, также эвакуированный в наш город. Именно в этом храме в конце октября 1941 года Введенский присвоил себе сан «патриарха». И здесь же 4 декабря 1941 года совершилась так называемая «патриаршая интронизация» Введенского. О том, какие он служил в храме «оргии», помнят лишь стены храма… Но через месяц из-за негативной реакции народа Введенский отказался от этого сана и оставил за собой лишь чин «первоиерарха» и «митрополита». В октябре 1943 года Александр Введенский вернулся из Ульяновска в Москву.

В это время Советская власть взяла курс на ликвидацию обновленчества и к 1944-1945 годам оно было полностью ликвидировано.

Снова — Православный!

Богородице-Неопалимовский храм вновь становится Православным. 26 марта 1944 года епископ Ульяновский Димитрий (Градусов) направил Святейшему Патриарху Сергию телеграмму такого содержания: «Состоялось тожественное принятие Куликовской общины храма. Благоволите засвидетельствовать правительству чувствах благодарность радость верующих». Храм после служения в нем обновленцев был вновь освящен.

В 1944 году в описи имущества храма также значится 2 престола, но придел именовался тогда уже не во имя св. веломученицы Варвары, но – во имя Святителя Николая Чудотворца. Когда произошло переименование – точно неизвестно.

Первым настоятелем храма после возобновления богослужений в 1944 году церковный совет просил назначить Иеромонаха Феодосия (Аношина Феодора Васильевича). Состоялось ли это назначение, неизвестно.

В 1947 году настоятелем храма был священник Никифор Осипович Николаев.

В 1953 году произведен внутренний ремонт храма: исправление фундамента, обшивка стен и потолка фанерой, штукатурка стен и потолка и окраска их масляной краской, обшивка стен тесом и окраска крыши. Также был устроен в храме новый иконостас. Были устроены и новые боковые ворота в ограде.

В 1958 году штат храма состоял из настоятеля, 3-х священников, 1-го диакона и 3-х псаломщиков.

Кафедральным собором Симбирской епархии тогда был Казанский храм, находившийся на ул. Водников (современной ул. Карюкина), ныне уже не существующий, но епископы Симбирской епархии часто служили и в Богородице-Неопалимовском храме.

Один из наиболее известных Архиереев – Архиепископ Иоанн (Братолюбов) был последним епископом Симбирской епархии. В 1959 году епархия закрыта, а Архиепископ Иоанн, как докладывал «Уполномоченный», – «сокращен». Бывший за штатом владыка продолжал жить в Симбирске до самой своей кончины, последовавшей 27 февраля 1968 года, часто служил в Богородице-Неопалимовском храме, здесь же было совершено и его отпевание.

В Куйбышевской епархии.

После закрытия в 1959 году Симбирской епархии все храмы города и области переходят в ведение Куйбышевских Архиереев, а Богородице-Неопалимовский храм становится главным храмом Симбирского благочиния Куйбышевской епархии.

Именно сюда приезжали во время посещения нашей епархии Куйбышевские архиереи – подвижники веры и благочестия нашего времени.

Это – Митрополит Мануил (Лемешевский), управлявший Куйбышевской епархией с 1960 по 1965 год, и погребенный в Покровском Кафедральном соборе г. Самары. Исповедник, проведший многие годы в лагерях и сохранивший силу веры, он ныне почитается многими самарцами, и жаль что у нас память о нем уже не так сильна.

Это – и Митрополит Иоанн (Снычев), управлявший Куйбышевской (Самарской) епархией с 1965 по 1990 год, ставший широко известным уже недавно, на Санкт-Петербургской кафедре.

История2

Митрополит Иоанн Снычев (на фото архиепископ), 

слева  митрополит Прокл (на фото епископ)

В 1959 году закрыт Казанский Кафедральный собор, находившийся на ул. Водников  и в Неопалимовский храм было передано почти все имущество из закрытого собора.

После закрытия Казанского собора в составе духовенства Богородице-Неопалимовского храма тоже произошли существенные изменения. К началу 1960-х годов весь штат храма был уже другим.

 В 1961 году он состоял из настоятеля, 2-х священников, 2-х диаконов, 1-го псаломщика, 1-го алтарника.

Решением двадцатки храма было решено сократить с 1-го августа 1961 года одну диаконскую вакансию.

В 1962 году в храме уже существовало 2 хора – правый и левый, каждый со своим регентом. Вероятно, это было и ранее, но в документах 1961 года еще значится лишь 1 штатный регент.

К 1968 году в составе штата храма вновь произошли существенные изменения – заменен почти весь причт, и прибавлена 1 священническая вакансия.

В 1968 году в храме уже служили 1 настоятель, 3 священников, 1 диакон и 1 псаломщик.

Точная дата ликвидации придела во имя Святителя Николая Чудотворца пока не установлена, однако известно, что в 1971 году в храме было 2 престола, но 1 жертвенник, 1 Царские Врата и 1 семисвечник. Из этого можно сделать предположение, что к 1971 году придел уже был ликвидирован, а второй придел перенесен внутрь главного алтаря.

В 1977-1978 годах в храме произведен большой ремонт. В 1977 году произведена реставрация иконостаса: он был расчищен от старых наслоений краски, покрыт левкасом с последующей шлифовкой, лакирован и позолочен сусальным золотом. В 1978 году ремонт в церкви был продолжен: покрашены крыша и фасад храма.

В 1970-х годах крестильное помещение и ризница располагались в подвале храма. Ризы, не проветривались, были влажные и тлели. 17 апреля 1986 года Приходским Советом было подано заявление в Л. райисполком г. Ульяновская с просьбой разрешить сделать пристрой левого алтаря для хранения риз, а также – сделать 2 пристроя при центральном входе размером 4 х 4,4 каждое для регистрации обрядов и хранения инвентаря и для обслуживающего персонала, который также находился в храме. Продажа свечей в это время тоже проводилась в храме, что было крайне неудобно. Одновременно была высказана и просьба подключить храм к центральному отоплению.

Но ни одна из этих просьб удовлетворена не была, кроме подключения к центральному отоплению. Поэтому в конце 1980-х годов бывший клирос у северной стены храма переоборудуется под ризницу, и под ним устраивается дополнительное помещение.

Левый клирос перемещен на то место, где раньше располагался сначала Варваринский, а потом Николаевский придел – на северную часть солеи, симметрично правому, платному хору.

Крестильное же помещение продолжало находиться в подвале.

В конце 1980-х годов причт храма состоял из настоятеля, 4-х священников, 1 диакона и 1 псаломщика.

Кафедральный собор.

В 1989 году, с возобновлением Симбирской архиерейской кафедры, Богородице-Неопалимоский храм, как самый большой из сохранившихся в городе действующих храмов, становится Кафедральным собором нашей епархии.

Бывший дом причта, расположенный к северу от храма, в котором, долгое время находилась амбулатория, возвращен Церкви, и в нем на первое время  расположено Симбирское Епархиальное управление. А после перемещения Епархиального Управления в более достойное здание – сюда из подвала храма перемещено крестильное помещение.

В 1991 году перестроен алтарь храма – он был значительно увеличен в размерах, по ширине стал равен основной части храма.

История1

На первом плане стоит митрополит Иоанн, а вдалеке митрополит Прокл (на фото епископ)

Значительно увеличен и причт храма. Поскольку обязанности настоятеля перешли к Епископу Проклу, в храме введена должность ключаря. Кроме ключаря, здесь служили 5 священников, 1 протодиакон, 3 диакона, 4 иподиакона и 2 псаломщика.

С началом восстановления Воскресенско-Германовского собора и временным объединением причтов обоих храмов, штат был еще более увеличен – священников до 8, а диаконов до 6 человек.

После переноса Кафедры.

Статус Кафедрального собора сохранялся за храмом до ноября 2010 года, когда Архиерейская Кафедра была перенесена в Воскресенско-Германовский собор. Однако статус собора за Богородице-Неопалимовским храмом сохранен, и настоятелем его продолжает оставаться Архиепископ Симбирский и Мелекесский Прокл (ныне – Митрополит Симбирский и Новоспасский).

После изменения статуса храма сокращен и его причт.

Ныне при храме служат 1 ключарь, 3 священника, 2 диакона, 2 алтарника, 2 псаломщика.

Комментирование запрещено