12.07.2020. В Свято-Богородице-Неопалимовском храме прошли праздничные богослужения в честь Великого праздника Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла! Всенощное бдение и Божественная литургия.


Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня особый день, мы прославляем святых первоверховных апостолов Петра и Павла, более всех других апостолов потрудившихся для распространения Церкви Христовой!
Слово «апостол», в переводе с греческого означает «посланник». Но апостол — не просто посланец, который должен перенести некую информацию из одного места в другое или о чем-то известить людей, подобно царским гонцам. Апостольское посланничество связано со свидетельством — «и будете мне свидетелями», говорит Господь, обращаясь к Своим апостолам (Деян. 1:8).
О чем же апостолы должны были свидетельствовать? Они должны были свидетельствовать о том, что они видели, слышали, что осязали их руки (см. 1 Ин. 1:1). Свидетельствовать миру таким образом, чтобы весть о Христе Спасителе никогда не исчезла из человеческой памяти, из человеческой истории. Поэтому апостолы свидетельствовали о своем Божественном Учителе не только словом, но и устрояли созданную Им Церковь, общину Святого Духа, общину последователей Спасителя, которые соединяются Святым Духом и через таинства, обретаемые в Церкви, укрепляют свои душевные и физические силы. Именно присутствие Духа Святого в общинах, которые основали святые апостолы, и является причиной несгибаемости, неистребимости Церкви из человеческой истории, из человеческих отношений.
Действительно, какие только гонения не претерпевала Церковь Божия! Каким страшным гонениям подвергались апостолы! За свидетельство о Христе апостол Павел претерпевал избиения камнями, бичевание, несколько раз тонул, как он сам рассказывает, был изгоняем и отвергнут всеми. Сколько было на него покушений, но он оставался жив — только, чудом Божиим. При этом он никогда не имел ничего лично для себя от своего дивного апостольского служения Церкви Божией. Павел кормился от дел рук своих, не обременяя вновь созданные христианские общины, — делал палатки и на это жил.
Апостольский подвиг есть подвиг полной самоотдачи, самоистощания для того, чтобы другие жили, и жили не просто обычной человеческой жизнью, но в общении с Духом Божиим, получая небесный дар благодати. Все это нужно помнить, когда мы размышляем о деяниях святых апостолов, но особенно сегодня, когда мы прославляем первоверховных апостолов Петра и Павла.
Апостолы действительно передали всему миру весть о Христе. Весть о Младенце Иисусе, родившемся в Вифлееме; весть об Иисусе Христе, вошедшем в возраст и возвестившем слово, которое изменило всю человеческую историю; весть об Иисусе Христе, Который был схвачен, допрошен, подвергнут пыткам, казнен, но силой Божией воскрес. Именно святые апостолы донесли до нас всю историю Спасителя, ведь Сам Спаситель ничего не записывал, — это апостолы хранили в своей памяти и научили первое поколение христиан всему, что нужно для спасения, и, наконец, они действительно основали Церковь.
В Откровении Иоанна Богослова рассказывается о таком видении. Апостол увидел крепость, у которой двенадцать башен, а в основании каждой — камень с именем святого апостола. Этот образ, явленный апостолу и евангелисту Иоанну Богослову, может помочь каждому из нас понять, что такое Церковь. Это действительно крепость, крепость несокрушимая, и ни одно орудие не может проломить ее стены или, тем более, ее уничтожить, потому что в основании двенадцати башен — святые апостолы, которые получили от Самого Господа и Спасителя силу для создания Церкви и утверждения веры.
Прославляя святых апостолов, мы в первую очередь благодарим их, великих свидетелей о Христе, за все то, что мы узнали о нашем Господе и Спасителе. Но мы благодарим их и за героическую жизнь, и за мученическую кровь, которая запечатлела искренность и истинность их слов. Если бы такой подвиг принадлежал только первому поколению апостолов, то и в этом случае память о нем сохранилась. Но ведь святые апостолы, заложив основы церковного бытия, предопределили, действием Святого Духа, то, что в Церкви Божией подвиг мученичества, исповедничества, свидетельства, провозглашения истины никогда не исчезает. Церковь потому и называется Апостольской, потому что в полной мере несет в себе апостольское служение. И это не только служение епископов и священников — это служение всего народа Божия, это дорогие мои братья и сестры, и ваше служение.
Может быть, самая большая беда, которая со временем возгнездилась в жизни Церкви и в сознании мирян, — это мысль, что за Церковь несут ответственность архиереи и священники, в общем, священнослужители, а мое дело — прийти, в лучшем случае, раз в неделю, свечку купить, помолиться, причаститься, если есть возможность, Святых Христовых Таин и уйти до следующего раза.
Но не для того Церковь Божия создавалась, чтобы время от времени люди приходили в храм для совершения богослужений. Церковь создавалась, чтобы мы все жили в этой крепости, а для того чтобы жить в крепости, нужно защищать ее стены. Всегда в истории происходили нападки на Церковь, — но мы живем сейчас именно в такое время, когда нападки становятся особенно изощренными, — и защита Церкви становится делом не только священнослужителей, но делом каждого верующего. Мы все несем ответственность за стены, которые ограждают нас от сил зла и через защиту которых мы обретаем спасение, — в этом и заключается апостольство Церкви.
То, что совершали апостолы, есть неотъемлемая часть жизни Церкви. Мы потому и называем Церковь Единой, Святой, Соборной и Апостольской, потому что деяния апостолов живут в Церкви. Предание, идущее от апостолов, живет в Церкви. Церковное устроение, идущее от апостолов, существует и в нашем многомятежном XXI веке непоколебимо, без всякого извращения и отклонения от истины.
Пусть память о святых апостолах поможет нам запечатлеть в нашем сознании тот великий подвиг, который они совершили, а сделать это можно через осознание нашей ответственности за Церковь и наше участие в великом апостольском служении, к которому каждый призывается через купель Крещения.
Аминь.

Комментирование запрещено