15.08.2021 в неделю 8-ю по Пятидесятнице в день памяти перенесения из Иерусалима в Константинополь мощей первомученика архидиакона Стефана ключарь Неопалимовского храма протоиерей Николай Архангельский совершил всенощное бдение и Божественную литургию. Ему сослужили протоиерей Дмитрий Красовский и диакон Алексей Терехин. По окончании Божественной литургии протоиерей Николай произнес проповедь.

Неделя 8-я по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

1 Кор. 124 зач. (1, 10–18).

Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях. Ибо от домашних Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры. Я разумею то, что у вас говорят: «я Павлов»; «я Аполлосов»; «я Кифин»; «а я Христов». Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились? Благодарю Бога, что я никого из вас не крестил, кроме Криспа и Гаия, дабы не сказал кто, что я крестил в мое имя. Крестил я также Стефанов дом; а крестил ли еще кого, не знаю. Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова. Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия.

О пагубности разделений в Церкви.

Сказанное апостолом Павлом в I столетии не перестало быть актуальным сегодня потому, что тот недостаток церковной жизни, о котором пойдет речь, имеет место и сейчас.

«Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях» (ст. 10). Апостол Павел обращается с обличением к своим духовным чадам. Но  как апостол Христов он обращается и к нам. Для того чтобы мы не противились ему и приняли его обличение с бóльшей легкостью и смирением, апостол обращается к нам с отеческой любовью и даже ставит себя наравне с нами: «Умоляю вас, братия». Согласно этому выражению мы братья святому апостолу. И действительно, перед Христом все равны.

«Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно». Естественно, если мы братья, если мы христиане и имеем одного Господа — Иисуса Христа, то мы должны говорить одно и то же, у нас не должно быть ни в чем разделения. Мы должны быть «соединены» «в одном духе и в одних мыслях». Т.е. быть единодушными.

Придерживаться не только одного образа мыслей, но и одного настроения.

О чем же говорит апостол Павел? Почему он напоминает о единстве?

Потому что у коринфян возникло некоторое разделение: «Ибо от домашних Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры» (ст. 11). Этот факт стал известен апостолу от тех, кто к нему пришел и точно обо всем рассказал, поэтому сомневаться в нем не приходится. И Апостол Павел приводит слова свидетелей, чтобы коринфяне не пытались оправдываться. Видимо, коринфяне этих людей хорошо знали и понимали, что апостол Павел обладает достоверной информацией.

«Я разумею то, что у вас говорят: „я Павлов“; „я Аполлосов“; „я Кифин“; „а я Христов“» (ст. 12). Почему коринфяне так говорили?

Потому что одни обратились к вере от проповеди апостола Павла, другие — от проповеди святого Аполлоса, третьи — от проповеди Кифы, то есть апостола Петра. Некоторые же считали себя непосредственными учениками Христовыми. Эти последние, наверное, были самыми гордыми, потому что остальных ставили ниже себя, ведь те являлись учениками людей, а они — считали себя учениками Самого Сына Божия.

И Церковь разделилась: каждый стал называть себя по имени своего духовного руководителя и считал себя принадлежащим ему.

К сожалению, этот порок распространен и в наше время среди верующих людей. Некоторые христиане днем с огнем ищут духовных лиц, способных быстро решить все их проблемы и избавить от ответственности за их поступки.

Одни говорят, что принадлежат такому-то старцу, другие к другому старцу.

А в результате этого получается разделение. Церковь раздирается на какие-то отдельные, изолированные группы. И чем больше такой нездоровой ревности в каком-либо духовнике или руководителе, тем более изолированной становится группа. Получается уже не Церковь, а секта. Иногда доходит буквально до сектантского сознания. А такого не должно быть.

Если даже мы уверены, что наш духовник учит правильно, и как нам кажется лучше других, то это не значит, что мы должны презирать всех остальных.

Если бы мы стремились сохранить единство Церкви, то никого и ни за что не презирали бы, но считали бы всех своими братьями и сестрами, независимо от того, у какого священника или епископа находятся они в послушании.

Учение Христово должно всех нас объединять. Если бы все христиане его придерживались, то куда бы мы ни пошли, услышали бы одно и то же.

Иногда доходит даже до национального разделения! Многие русские люди думают так: Русская Православная Церковь самая святая, а все остальные погибают. Среди некоторых греков существует подобное настроение, они говорят о себе: «Мы — народ богоизбранный, Священное Писание преподано на греческом языке, святые отцы в большинстве своем — греки, а что может быть у русских, этих варваров?» Вот так происходит разделение Единой Апостольской, Вселенской Церкви.

Каждую литургию, каждое утро, мы произносим Символ веры, в котором есть такие слова: «Верую… во Едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь». «Соборная» — значит собранная из всех народов и во все времена. Другой перевод греческого слова «Кафолическая» — «Вселенская». Мы говорим, что верим в Единую Вселенскую, Соборную Церковь, а на деле, в своем уме раздираем ее.

Раздираем между старцами, раздираем между духовниками, раздираем между патриархами, а она ведь едина и в Греции, и в России, и в Румынии, и в Болгарии, и в Сербии. Единая Церковь во всех православных странах, везде, где догматическое учение Церкви хранится неповрежденным, где правильно совершаются Таинства. Мы не должны допускать никаких разделений, но обязаны хранить и беречь это вселенское сознание, начиная с того малого общества, каким является наш приход.

И апостол Павел говорит: «Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились?» (ст. 13). Здесь апостол говорит только о себе, не желая, даже косвенно бросить тень на других апостолов.

Суть состоит вот в чем: каким бы великим ни был наставник-духовник, пусть даже он самый выдающийся человек: мудрый,  благодатный, ревностный, но распялся за нас не он, искупил нас не он, и крестились мы не в его имя, а во имя Христово. И мы должны об этом помнить. Когда человек принимает святое Крещение, то дает обеты не человеку, который его крестит, каким бы великим он ни был, а Господу Иисусу Христу. И хранить мы должны учение не своих духовников, а учение Христово!

Апостол Павел показывает, что человек не принадлежит тому, кто совершил над ним Таинство, а принадлежит Христу. «Благодарю Бога, что я никого из вас не крестил, кроме Криспа и Гаия, дабы не сказал кто, что я крестил в мое имя» (ст. 14–15). Видимо, древние коринфяне доходили и до такого мнения. Апостол Павел благодарит Бога за то, что своими руками крестил всего лишь нескольких человек: он проповедовал, а Таинства совершали бывшие с ним священники или епископы. «Крестил я также Стефанов дом; а крестил ли еще кого, не знаю» (ст. 16). Этим апостол показывает, что не придает значения тому, кто конкретно совершает Таинства. Повторю: важно то, что крещены мы во имя Господа Иисуса Христа!

«Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова» (ст. 17). Итак, не важно, кто крестил, и даже — кто благовествовал, важно, что благовествовали. Разумеется, и апостол Павел, и святой Аполлос, и святой апостол Петр, называемый здесь Кифой, проповедовали одно и то же Евангелие.

И сегодня в церквах священники проповедуют то же самое Евангелие, что и святые отцы и апостолы, только современным языком. Вы же должны обращаться к учению святых отцов и сверять с ним наставления своих духовников. Над всеми нами, как духовное небо, усыпанное звездами, находится Священное Предание, которое содержит учение тех или иных святых отцов, проповедующих, одно и то же учение.

Вот чему мы должны следовать.

Конечно, и у святых отцов есть некоторые разногласия. Для подобных случаев Церковь избрала такой подход: когда мы видим у святых отцов разногласия по некоторым важным вопросам, тогда должны следовать мнению большинства из них. Таков критерий, позволяющий нам определить, что в святоотеческих писаниях является человеческим — а что является тем самым Святым апостольским Преданием.

Апостол Павел подчеркивает, что он благовествовал «не в премудрости слова», то есть имели значение не философия, логика, диалектика и красота слога, а то, что он проповедовал крест Христов. Вот те слова Иисуса Христа, которые имеет в виду апостол: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мною. И кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою, потеряет ее, а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее».

«Слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия» (ст. 18). Вот на что мы все должны обращать внимание. В другом месте апостол Павел говорит: «Я ничего не желаю знать, кроме Христа, и притом распятого» (см. 1 Кор. 2, 2). Когда мы будем внимать слову о кресте, которое для погибающих юродство, или безумие, тогда не будем придавать значения человеческим различиям. Мы всеми силами души и тела будем стремиться следовать Божественному Евангелию, невзирая на то, через кого мы получаем это учение.

Пусть мы получаем его даже от человека немощного, с какими-то нравственными недостатками. Но если он проповедует неповрежденное Евангелие, проповедует его так, как понимали и проповедовали его святые апостолы и святые отцы, так, как они по нему жили, то мы, принимая проповедь этого человека, поступаем мудро, потому что взираем на крест Христов, который для спасаемых есть сила Божия. Эту силу Божию в смирении, в сораспятии Христу мы и должны искать!

Думайте о том, чтобы следовать Евангелию, ведь святой апостол Павел в этом поучении очень точно раскрыл заповедь Господа Иисуса Христа:

«А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник — Христос» (Мф. 23, 8–10). Все мы — и ученики и учителя, должны это помнить: один у нас Учитель и Наставник — Господь Иисус Христос. Мы должны следовать учению именно этого великого Учителя, Ему подражать.

Ведь все остальные учителя являются лишь проводниками и выразителями вечного Божественного евангельского учения.

Итак братия и сестры, будем же все мы единомысленны, единодушны, потому что стремимся быть учениками единого, вечного Учителя — Господа нашего Иисуса Христа. Аминь.

Комментирование запрещено