22.08.2021, в Неделю 9-ю по Пятидесятнице, Апостола Матфия, Собор Соловецких святых, в Свято-Богородице-Неопалимовском соборе были совершены две Божественные литургии. Накануне, совершено всенощное бдение.

Всенощное бдение о позднюю Божественную литургию совершил ключарь Неопалимовского храма протоиерей Николай Архангельский. Ему сослужили протоиерей Дмитрий Красовский и иерей Вадим Миронычев.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Неделя 9-я по Пятидесятнице

1 Кор. 128 зач. (3, 9–17)

Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение.

Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри, как строит. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, — каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем, сам спасется, но так, как бы из огня.

Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм — вы.

Христос — основание наше

Святой апостол Павел, желая сохранить единство древней Коринфской Церкви от попыток разделить ее между различными учителями, говорит тем неразумным людям, вводившим в Церковь раскол из-за личного пристрастия и тщеславия: «Мы соработники у Бога» (ст. 9). По церковно-славянски— «споспешницы Богу».

«А вы Божия нива, Божие строение» (ст. 9) — вы, значит — все христиане. Это относится не только к коринфянам, но и ко всем нам. Мы все являемся Божией нивой, на которой соработники Бога трудятся, вместе с Богом. Все, что происходит  в Церкви и вообще в мире, совершает Господь Бог, и мы можем быть либо, Его соработниками, либо Его противниками.

А сама Церковь — это нива, или, пашня. Получается, что те, кто трудится в Церкви, трудятся как крестьяне, как пахари, потому что сначала они вспахивают землю нашего сердца, а потом засевают ее и взращивают на ней плоды Божии. Все мы, христиане, должны принести каждый свои плоды.

Далее, апостол Павел сравнивает всех нас со зданием, которое еще находится в процессе строительства.

Этот труд на ниве Божией, закончится тогда, когда прервется наша жизнь. Тогда уже ничего нельзя будет изменить и достроить — либо мы останемся бесплодными, останемся незаконченным строением, ни для чего негодным, либо принесем плоды и окажемся прекрасным зданием, храмом Божиим, в который может вселиться Сам Господь!

«Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри, как строит» (ст. 10).

В славянском тексте апостол Павел назван не строителем, а архитектоном. Это греческое слово обозначает того кто созидает, того, кто руководит созиданием. Это архитектор в современном понимании смысла этого слова. Апостол Павел говорит, что он положил основание не своими силами, и умом а с помощью силы Божией.

«Я положил основание, а другой строит». Апостол Павел говорит здесь о себе и апостоле Аполлосе. Сам он обратил коринфян к вере, а апостол Аполлос впоследствии их назидал. Подобное происходит и в наше время.

Кто положил в нас основание веры? Конечно, в глубочайшем смысле, святые апостолы, основавшие Церковь Христову. В Русской Церкви такими людьми мы считаем святого равноапостольного князя Владимира, равноапостольную княгиню Ольгу, а также первых наших святых, Антония и Феодосия Печерских.

И далее апостол Павел объясняет, какое основание он положил. Что же это за основание? «Никто не может положить другого основания, кроме положенного которое есть Иисус Христос» (ст. 11).

Основание — это истинная вера в Господа Иисуса Христа. Все православные догматы и Предание Церкви кратко названы здесь именем Иисуса Христа, потому что Он открыл нам истину, и мы должны свято хранить это основание, — другого быть не может.

Нужно тщательно следить за тем, чтобы кто-то другой или мы сами не подменили случайно это основание и не стали строить на каком-то другом, чуждом основании. Какое бы прекрасное строение мы ни воздвигли на нем, это строение будет бесполезно и даже губительно для нас. Иногда человек сделает что-то яркое-красивое, так что все его хвалят и все им восторгаются, но если основание его здания, — не Христос, тогда это только мираж, туман, который скоро исчезнет.

Это, даже душевредно — потому что напрасно потрачены силы и время, и напрасно потрачена вся человеческая жизнь. Поэтому мы должны внимательно следить за собой, чтобы не уклониться в сторону, не искать какого-то другого основания, кроме Иисуса Христа.

На этом подлинном основании мы должны строить непременно из драгоценных материалов. Апостол Павел говорит об этом образно: «Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, — каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть» (ст. 12–13).

Под драгоценными камнями можно понимать такие, как мрамор или гранит, украшенный золотом и серебром. Используя их, мы строим дворец. Когда же мы используем низкие материалы: дерево, сено, солому, то строим деревянную хижину. Но если в буквальном смысле в этой нищей, убогой избе  можно как-то жить, то в духовном смысле это совершенно невозможно, потому что, как говорит апостол Павел, все будет испытано огнем.

Но мы часто строим именно такую хижину, строим и успокаиваемся — есть где на некоторое время приютиться. Помолились мы, например, два раза в день более или менее внимательно, побывали в церкви, провели там время — и вот, мы создали себе шалаш, спрятались в нем на время от дневного зноя или от стужи, а потом опять занялись своими обычными делами. Поэтому апостол Павел предупреждает: «Не будьте этим довольны, — он призывает, — не успокаивайтесь, потому что дело каждого будет испытано, станет явным, ибо день покажет». Какой день? Конечно, день Страшного суда или день частного суда, который для каждого из нас будет очень страшен. Если даже мы не доживем до кончины мира, то смерть отнимет у нас этот временный, тленный мiр и мы предстанем пред Богом. Тогда дела наши будут испытаны как бы огнем, «ибо день покажет, потому что в огне открывается». Получается, что сейчас наши дела еще не обнаружились. Со стороны может казаться, что мы делаем что-то прекрасное, но о том, что представляют собой наши дела на самом деле, известно только в невидимом, таинственном, духовном мире — святым Божиим людям и, всеведущему Богу.

Так как же узнать, что представляют собой наши дела? С чем их сравнивать? Конечно же, критерием является Предание святых отцов. Можно сказать так: мы должны всегда думать о том, чтобы наше здание, наши дела были достойны того великого основания, которое положено в нас святыми апостолами. Если у нас не хватает собственной рассудительности, обратимся к учению святых отцов, которые мудро изъясняют Священное Писание, и Предание.

Представьте себе, что существует зеркало, отражающее не лицо наше и тело, но нашу душу. Святое Предание и Святое Писание — это и есть то самое зеркало, которое отражает невещественное и глядя в которое мы можем увидеть невидимое. Будем тщательно в него вглядываться, чтобы рассматривать себя и изучать, то чтό мы созидаем.

«А у кого дело сгорит, — продолжает святой апостол Павел, — тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня» (ст. 15).

Многие люди понимают этот текст не правильно и обманываются своей ложной уверенностью. Они полагают, что строя свои тяжкие грехи на основании христианской веры, смогут очиститься от этих грехов через сходящий на них огонь и войти затем в жизнь вечную. Но такое понимание, возлюбленные братья должно быть исправлено, потому что люди, тешащие себя такими мыслями, заблуждаются. В огне же том, о котором говорит апостол, лишь от незначительных грехов может очиститься человек, а не от серьезных.

Далее святой апостол Павел укоряет всех нас: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (ст. 16). Знаем мы это или нет? Скорее, нет. Может быть, слышали, но не знаем опытно, как должно знать. А нам необходимо понимать, что вся Церковь, состоящая из людей, — это храм Божий. И весь народ Божий, составляет Церковь. И мы должны беречь эту великую святыню, не осквернять самих себя. В противном случае мы хулим Бога, живущего в нас и кощунствуем.

«Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм — вы» (ст. 17). По церковно словянски звучит так: «Аще кто Божий храм растлит, растлит сего Бог: храм бо Божий свят есть, иже есте вы».

Во-первых, проповедникам следует быть внимательными, чтобы положить правильное основание и созидать на этом великом, небесном основании здание из драгоценных камней, золота и серебра. И во-вторых, мы все должны беречься чтобы не растлить храм Божий, не разорить его своими неразумными действиями и грехами. Не уклоняться во всевозможные заблуждения и ереси. Мы обязаны беречь великую святыню, находящуюся в нас.

Задумайтесь, что мы, христиане, должны собой представлять, по словам апостола Павла, и ужаснитесь, насколько мы далеки от этого. Он говорит, что наше основание — Христос, что мы созидаемся из драгоценных камней, золота и серебра, что мы — храм Божий,  что в нас живет Дух Божий.

«Храм Божий свят; а этот храм — каждый из нас». Достойны ли мы такого прекрасного, возвышенного описания?

Но разве апостол Павел говорит об этом просто, для красноречия?

Конечно же, он, как боговидец, видел, чувствовал и понимал все то, о чем говорил.

Подобно ему и мы должны смотреть друг на друга с благоговением и видеть в каждом человеке храм Божий. Мы должны благоговеть перед Святым Духом, находящимся в нас, — и созидать самих себя на правильном основании.

Можно это понимать так:

в отношении нравственности мы являемся чем-то созидаемым, а в отношении веры уже представляем собой храм Божий, но нам предстоит еще развивать и украшать то, что мы имеем в себе!

 

Поэтому мы должны совершать подвиг созидания самих себя с полным напряжением всех наших душевных сил.

 

Либо мы построим прекрасный дворец, либо лишимся всего, и погибнем.

 

Будем же братья и сестры чрезвычайно внимательны к себе, будем осознано трудиться над возведением храма своей души.

Аминь.

Комментирование запрещено